Игральные карты: история, виды, значение

Автор: admin , 30 августа 2023
Источник
https://casino.ru/igralnye-karty/
Изображение статьи
Контентная часть
Заголовок
Происхождение карт
Элементы контента
Текст блока

Единой научной теории о том, где и когда изобрели карточную игру, не существует. И такая колода, которая привычна современным игрокам, сформировалась не сразу. Изначально вместо бумажных листов использовались деревянные и металлические плашки, кусочки кожи и костяные таблички с рисунками зверей, оружия и монет. Похожие карточки для игры встречаются как минимум у трех древних цивилизаций мира:

  • Китай. В рукописях от 886 года нашей эры есть упоминание о принцессе Тонг Ченг и ее игре с листами. Изначально вместо бумаги использовали плоские деревянные пластины продолговатой формы. Карты, более похожие на современные, известны в Поднебесной с XII века. Также в Китае была изобретена игра маджонг. По своему принципу она отдаленно напоминает покер, в ней используются кости трех мастей с числом от одного до девяти.
  • Египет. В этой цивилизации пользовались тонкими табличками с изображением предметов, которые напоминают современные масти. Египет считают родиной карт и тарологии. По этой версии, тайны сотворения Вселенной древнеегипетские жрецы зашифровали на скрижалях из чистого золота. Часть изображений со временем трансформировалась в игральные карты, двадцать две таблички применяются исключительно для гадания на таро. Правда, научного подтверждения эта гипотеза не имеет.
  • Индия. Древние карты ганджифа имели овальную форму. На них нарисованы животные, цветы, оружие, предметы быта, а также бог Шива с разными символами в руках. Эти изображения тоже отдаленно напоминают карточные масти.

В европейских летописях упоминание о картах датируется XIV веком. В 1367 году в Берне даже ввели церковное табу на азартные развлечения такого рода, поскольку прибывший в город посланник Папы Римского уличил за партией монахов и счел это занятие недостойным духовенства. По другой версии, первая колода была нарисована при дворе французского короля в 90-х годах XIV века.

Изображение
Текст блока

Распространению карт способствовало то, что они небольшого размера и не требовали специального игрового поля, как шахматы, например. Колоду легко было брать в путешествие. В каждой стране в игру вносили свои новшества.

Текст блока

Изначально в картах отсутствовали дамы, вместо них использовался младший валет.

Текст блока

Привычные игрокам двуглавые карты (одинаковое изображение сверху и снизу) появились в 30-х годах XIX века. Их изобрели, чтобы легче было прочитать расклад у себя на руках, не засветив его соперникам. До этого фигуры рисовали в полный рост.

Еще через тридцать лет появились индексы — изображения достоинства карт цифрами и буквами. Хотя сейчас уже принята международная классификация. В зависимости от страны индекс может отличаться. В русском шаблоне туз обозначается заглавной буквой Т, а в западном — А (Ace). Король везде имеет индекс К, а во французском варианте — R (Roi).

Заголовок
Какие бывают колоды
Элементы контента
Текст блока

В Европе карты стали очень популярны и распространились практически по всем странам. К каждом регионе придумывали самобытные игры и эндемичные вариации колод. Они отличались числом листов, а также названием и изображением мастей, количество которых оставалось неизменным: их всегда четыре.

Итало-испанская

Здесь в каждом регионе использовали свою колоду с разным количеством листов. В венецианском варианте их было 78, в Болонье играли с 62 единицами. Во Флоренции насчитывалось аж 98 карт. Наиболее распространенная итальянская игровая колода состояла из 50 штук. В ней числовые значения начинались единицей, а заканчивались девяткой. Среди старших карт были паж и рыцарь, король, а также джокер, созданный по образу придворного шута.

Немецкая

Германская колода стала трансформацией итало-испанского шаблона. До XVI века в ней были король, королева, обер и унтер-офицер. Затем от дамы отказались. Старших карт осталось четыре: туз, король, два офицера. На бубновом (бубенцовом) тузе часто изображали кабана. Еще одна отличительная особенность немецкой колоды — масти разных цветов. Трефы в ней черные, пики зеленые, сердца красные и бубны желтые.

До середины XIX века в колоде насчитывались 48 карт, сейчас их в ней 32.

Швейцарская

Этот локальный вариант развился из германского шаблона. Отличается прежде всего мастями: трефы здесь — это желуди, пики — щиты, червовая масть — розы, бубны — бубенцы. Колодой играли в северо-восточной Швейцарии и Лихтенштейне.

Французская

Французы известны миру не только как законодатели моды. Благодаря им колода приобрела современный вид. Здесь был изобретен парижский шаблон, который состоял из туза, короля, дамы и валета.

Текст блока

В стране придумали двуглавые карты и индексы. Также впервые стали использовать только черный и красный цвета для обозначения мастей.

Текст блока

В отличие от всех других вариантов, французские старшие карты имели реальные прототипы. Каждой даме тоже соответствовал какой-нибудь исторический образ. Например, пиковая — Жанна д’Арк. В некоторых вариантах колод она изображается в виде древнегреческой богини Афины. Бубновая дама — библейский персонаж Рахиль, червовая — Юдифь. Крестовый валет символизировал рыцаря Ланселота Озерного, бубновый — его брата, Гектора де Маре. Прототипы героев могли меняться, но практически всегда были подписаны.

После революции французские монархи исчезли с изображений. Их заменили образы: «Гений войны», «Гений мира», «Гений искусства».

Таблица
{"headers":[[{"text":"Колода"},{"text":"Название мастей","colspan":4}]],"rows":[[{"text":"Русская"},{"text":"Трефы, кресты"},{"text":"Пики"},{"text":"Червы"},{"text":"Бубны"}],[{"text":"Французская"},{"text":"Clover"},{"text":"Pikes"},{"text":"Hearts"},{"text":"Tiles"}],[{"text":"Английская"},{"text":"Clubs"},{"text":"Spades"},{"text":"Hearts"},{"text":"Diamond"}],[{"text":"Немецкая"},{"text":"Acorns"},{"text":"Leaves"},{"text":"Hearts"},{"text":"Bells"}],[{"text":"Швейцарская"},{"text":"Acorns"},{"text":"Escutcheons"},{"text":"Roses"},{"text":"Bells"}],[{"text":"Испанская"},{"text":"Swords"},{"text":"Clubs"},{"text":"Cups"},{"text":"Coins"}],[{"text":"Итальянская"},{"text":"Swords"},{"text":"Batons"},{"text":"Cups"},{"text":"Coins"}]]}
Текст блока

Есть версия о библейском происхождении мастей. Так, трефы в колоде символизируют крест, на котором был распят Иисус. Червы — это сердце Христа. Пика — копье, которым протыкали его, а бубны — губка, использовавшаяся для утоления жажды Иисуса.

Современная стандартная колода состоит из 54 листов четырех мастей. В них карты мелкого достоинства от двойки до десятки, валет, дама, король и туз, два джокера. Варианты:

  • Сокращенная колода на 36 листов: от шестерок до туза.
  • Малая на 32 карты: начиная с семерок.

Какую использовать колоду, зависит от правил игры. Полную выбирают для покера, сокращенную — для Дурака. Малая колода чаще всего используется в преферансе. Для игры в Тысячу, например, нужны 24 карты от девяток до тузов.

Заголовок
Значение карт
Элементы контента
Текст блока

Карточная колода является прообразом государства, в котором есть король, королева, офицеры (валеты) и обычные граждане. Первый традиционно в руках держит символ власти — скипетр или державу, а также меч. С оружием изображают и валета. В руках у него могут быть меч, шпага, алебарда.

Туз в колоде изображен в виде буквы А английской, русской Т. Во французском варианте — с цифрой 1. Есть легенда, что до революции туз занимал рядовое место, но после свержения монархии стал самым старшим в колоде. В действительности эта версия не соответствует истине. В зависимости от игры, карта может быть как старшей, так и младшей.

Традиция украшать тузы уходит корнями в XVII век. Тогда английский король Яков I издал указ о необходимости печатать на колоде информацию о производителе. Ее наносили причудливо: в виде вензелей, символов и букв. Уже во время правления королевы Анны указом ввели налог за изготовление карт. На каждой колоде нужно было ставить гербовую печать, которая подтверждала факт уплаты подати. Со временем практика наносить знак производителя на тузах распространилась почти на все европейские страны.

Отсюда, кстати, произошла еще одна легенда. Считается, что пиковый туз сулит смерть. Дело в том, что нечестные производители часто пытались подделать гербовую печать, что по законам английского государства каралось казнью. Отсюда и возникла взаимосвязь туза со смертью.

Изображение
Casino Holdem
Заголовок
Колоды, популярные в России
Элементы контента
Текст блока

Россия не стала исключением. Здесь тоже играли в карты, иногда несмотря на запреты государства. В 1765 году императрица Екатерина II своим указом ввела налог на привозные колоды.

Текст блока

В 1817-м при Александровской мануфактуре открылась первая карточная фабрика. В 1819-м на ней было изготовлено двести сорок тысяч колод, а уже через год в шесть раз больше - миллион триста.

Текст блока

Первый русский шаблон с индексами кириллицей создан императорским художником Адольфом Иосифовичем Шарлеманем в 1862-м. К тому времени фабрика выпускала широкий ассортимент карт: игральные, гадальные, детские, дорожные. Эскизы 60-70-х годов XIX века и сейчас остаются популярными в России.

Русские дорожные, императорская фабрикаПримечательно, что в русской колоде гербовую печать иногда наносили на бубнового туза, а порой на пикового.

Создавая шаблон для российской аудитории, Шарлемань ориентировался на французскую колоду и англо-американский эскиз. Возможно, он не привнес ничего существенного в дизайн, но его наработки применяются и сейчас.

В 1911-м на императорском заводе был разработан эскиз «Славянские». Эти карты выпускались с индексами кириллицей и латиницей, на экспорт.

В этом же 1911 году на фабрике был разработан эскиз «Исторические». В нем карты старших мастей изображены в виде представителей четырех цивилизаций: ассирийской, греческой, египетской и нормандской. Колода также печаталась с латинскими индексами.

Наверное, наиболее известной колодой, разработанной во времена Российской империи, но активно использовавшейся в СССР, была вариация «Русский стиль». Эскизами для нее послужили снимки императорского бала-маскарада 1903 года. Впервые карты напечатали на фабрике Дондорфа в 1913-м. Выпуск был приурочен к 300-летию дома Романовых, но шаблон часто использовали в советские времена, предварительно убрав с бубнового туза двуглавого орла.

Заголовок
Какие карты используются в казино
Элементы контента
Текст блока

В наземных казино, а также в игре с лайв-дилером используются бумажные, полупластиковые или пластиковые карты. Крупные заведения обычно имеют в распоряжении колоды с авторской рубашкой, на которой изображен их фирменный логотип, при этом эскиз может быть любым.

Текст блока

Из соображений практичности чаще используются пластиковые карты, поскольку они меньше изнашиваются.

Текст блока

Стандартный размер одного листа для покера или блэкджека — 63 на 88 миллиметров. Иногда дилер может использовать карты для игры в бридж. Их ширина — 58 миллиметров, из-за чего легче тасовать.

У карты может быть стандартный, увеличенный или магнум индекс, когда достоинство изображается крупным шрифтом на всей поверхности.

В онлайн-слотах обычно используются карты со стандартным шаблоном и общепринятыми международными названиями: A, K, Q, J.

Текст перед содержанием

Покер, блэкджек, баккара невозможны без колоды карт. В них играли монархи и духовенство, купцы, ремесленники, аристократы и простые люди. История возникновения карт, их эволюция, периодические запреты азартных игр со стороны государства и церкви только укрепили интерес к этому виду развлечений. Кто, когда и как изобрел карточную колоду и какие карты используются в казино, расскажет наш сайт.

AI ответ
{"intro": "<p>Игральные карты прошли путь от древних китайских и персидских прототипов до современного стандарта. В статье — происхождение и ключевые вехи, сравнение колод разных традиций, смысл мастей и фигур, а также практические советы по выбору и уходу. Это подробный и удобный гид для тех, кто ценит карточные игры и культуру вокруг них.</p>", "title": "Игральные карты: история, виды колод и значение мастей", "content": [{"title": "От истоков до стандарта: краткая история карт", "blocks": [{"html": "<p><strong>Игральные карты</strong> — один из самых узнаваемых культурных артефактов, который объединяет досуг, ремесло и искусство. Их происхождение уходит в Средневековую Азию. Наиболее часто в источниках упоминаются Китай и Персия: в Китае к IX–X векам уже существовали «бумажные деньги-игры» и ранние карточные формы развлечений, тогда как в Персии и на Ближнем Востоке зародились изображения мастей и ранних фигур. Через торговые пути и военные контакты карты распространились на исламский мир, где к XIV веку сформировались знаменитые мамлюкские колоды с четырьмя мастями и развитой системой рангов.</p><p>Европа познакомилась с картами в конце XIV века, вероятно, через морские пути Венеции и Генуи. Первые европейские колоды вдохновлялись ближневосточными образцами, но довольно быстро обрели локальные особенности: так появились французские, немецкие, испанские и итальянские мастевые системы. Важнейшей технологической вехой стало распространение ксилографии и позже — печати, что удешевило производство, повысило доступность и позволило художникам экспериментировать с орнаментами, красками и лицевыми изображениями.</p>", "type": "raw"}, {"html": "<p>С развитием печати стандарты начали складываться естественным путем: типографские дома закрепляли узнаваемые модели мастей, фигур и шрифтов. Однако траектория была не прямолинейной — в разные эпохи власти то запрещали карты как «праздное занятие», то вводили налоги и акцизы, то использовали их как инструмент государственной монополии на развлечения. Парадоксально, но именно <em>запреты, налоги и редкие периоды преследований</em> усиливали популярность карточных игр: они переходили в частные клубы и дома, становясь частью городской культуры, а затем возвращались в публичное пространство, уже более структурированными.</p><p>К XVIII–XIX векам во Франции закрепился стандарт из 52 карт с четырьмя мастями — червы, бубны, трефы и пики, — который сегодня считают «международным». Появились индексы (буквенные обозначения рангов в углах), двуглавые изображения фигур, симметричные рубашки. Все это повысило удобство игры: карты стало проще держать веером, куда быстрее считывать ранги, а выровненный рисунок рубашки сделал манипуляции менее заметными.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Ключевые вехи: ранние формы в Китае и Персии; мамлюкские колоды; распространение в Европе в XIV–XV веках; стандартизация с появлением печати; французская система мастей; индексы и двуглавые фигуры XIX века; формирование международного стандарта 52 карт.", "type": "attention"}, {"html": "<p>Еще одна важная деталь исторической эволюции — оформление рубашек и качество бумаги. Первые карты могли быть однотонными или украшенными минимальным орнаментом. Со временем производители стали использовать сложные геометрические узоры, чтобы скрыть дефекты и затруднить пометки. Одновременно совершенствовались бумажные основы: многослойный картон, проклейка, тиснение и лакировка повышали стойкость к влаге и истиранию. К концу XIX века сформировался знакомый сегодня баланс: прочная бумажная основа, тисненая фактура по типу «linen» или «cambric» и лаковый слой для скольжения.</p><p>Таким образом, от элитного предмета для ограниченного круга любителей карты превратились в универсальный инструмент общения, соревнования и творчества — с четкими правилами, богатой эстетикой и устойчивыми традициями, которые продолжают обновляться и сегодня.</p>", "type": "raw"}]}, {"title": "Виды колод и региональные системы", "blocks": [{"html": "<p>Под названием «игральные карты» скрывается множество систем. <strong>Французская мастевая система</strong> — самая распространенная в мире: червы (♥), бубны (♦), трефы (♣), пики (♠), ранги от 2 до 10, валет (J), дама (Q), король (K), туз (A). Базовая колода — 52 карты; в ряде игр используют один или два <em>джокера</em>, поэтому встречаются наборы на 54 карты. В странах Восточной Европы популярна и укороченная колода на 36 карт (от 6 до туза) — она применяется, например, в преферансе, «дураке» и ряде местных развлечений.</p><p><strong>Немецкая система</strong> использует масти желуди, листья, желуди/жёлуди? и сердца, а фигуры и ранги могут отличаться. <strong>Испанская и итальянская</strong> традиции опираются на масти мечей, чаш, жезлов и монет, часто с колодами по 40 или 48 карт. <strong>Таро-колоды</strong> для игр (tarocchi, tarot français) включают 78 карт: к четырем мастям и фигурам добавляется набор козырей (старших арканов) и особые карты. Эти системы сосуществуют столетиями, формируя богатую региональную карту карточных игр.</p>", "type": "raw"}, {"rows": [[{"text": "Французская"}, {"text": "Червы, Бубны, Трефы, Пики"}, {"text": "52/54, также 36"}, {"text": "Покер, Блэкджек, Баккара, Преферанс, Дурак"}], [{"text": "Немецкая"}, {"text": "Желуди, Листья, Железы/Бубны (варианты), Сердца"}, {"text": "32 или 36"}, {"text": "Скат, Шнапсан, Ваттен"}], [{"text": "Испанская/Итальянская"}, {"text": "Мечи, Чаши, Жезлы, Монеты"}, {"text": "40 или 48"}, {"text": "Брискола, Скопоне, Муш"}], [{"text": "Таро (игровое)"}, {"text": "4 масти + козыри"}, {"text": "78"}, {"text": "Tarocchi, Tarot français"}]], "type": "table", "headers": [[{"text": "Система"}, {"text": "Масти"}, {"text": "Типичный размер колоды"}, {"text": "Популярные игры"}]]}, {"html": "<p>Помимо мастевых различий, колоды отличаются <strong>размером карты, материалом и индексной разметкой</strong>. Стандартные форматы — «poker size» (около 63×88 мм) и «bridge size» (примерно 57×88 мм). Узкая бриджевая карта удобнее для крупных раздач и удержания большого веера в руке; покерный формат ценят за зрелищность и стабильность в тасовании. По материалам распространены бумажные колоды (многослойный картон с покрытием) и пластиковые (PVC или композиты), последние устойчивее к влаге и деформации, зато более скользкие. Индексы могут быть стандартными, крупными (jumbo) или четырехугольными (на всех углах для удобства левшей и правшей).</p><p>Существуют и <em>специальные колоды</em>: для пиноча (двойные копии определенных рангов), для канасты (две полные колоды с джокерами), для обучающих целей (с подсказками по стратегии) и для фокусов (маркировки, короткие карты, «one-way backs»). В профессиональных турнирах и клубных играх используются только сертифицированные наборы без скрытых преимуществ, а в правилах часто оговариваются требования к состоянию, количеству колод в «туфле» и процедурам замены.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Выбирайте колоду под задачу: для дружеской игры важны удобные индексы и приятная фактура; для интенсивного использования — износостойкая пластиковая; для трюков и кардистрии — гибкая бумажная с выраженным тиснением.", "type": "attention"}]}, {"title": "Структура, символика и значение мастей", "blocks": [{"html": "<p>Современная французская колода опирается на четыре масти и три фигуры в каждой масти. <strong>Смысл мастей</strong> складывался исторически и культурно. Червы традиционно ассоциируют с чувствами и сердцем, бубны — с материальными благами и торговлей, трефы — с трудом, ремеслами и ростом, пики — с воинским делом и вызовами. Эти ассоциации не влияют на правила, но ярко проявляются в искусстве, литературе и гадательных традициях.</p><p><strong>Числовые карты</strong> от 2 до 10 отражают прогрессию количества символов масти. В некоторых культурных интерпретациях им приписывают «нумерологические» смыслы — от начала пути (туз) к завершению цикла (10). <strong>Фигуры</strong> — валет, дама, король — воплощают социальные роли: посланник или оруженосец (валет), зрелая власть и дипломатия (дама), высшая власть (король). На старых европейских колодах встречались подписи с именами исторических и мифологических персонажей, но это было скорей модой граверов, чем универсальным стандартом.</p>", "type": "raw"}, {"rows": [[{"text": "Туз"}, {"text": "Высшая/низшая карта (в зависимости от игры)"}, {"text": "Начало, потенциал, исключение из правил"}], [{"text": "2–10"}, {"text": "Числовые значения, построение комбинаций"}, {"text": "Порядок, прогресс, повседневность"}], [{"text": "Валет"}, {"text": "Средняя фигура, переходные комбинации"}, {"text": "Посредник, ученик, вестник"}], [{"text": "Дама"}, {"text": "Сильная фигура, часто ключевая в комбинациях"}, {"text": "Мудрость, влияние, союз"}], [{"text": "Король"}, {"text": "Высшая фигура по достоинству"}, {"text": "Власть, завершенность, порядок"}], [{"text": "Джокер"}, {"text": "Особая карта, локальные роли"}, {"text": "Трикстер, свобода правил"}]], "type": "table", "headers": [[{"text": "Ранг"}, {"text": "Игровая функция"}, {"text": "Культурные ассоциации"}]]}, {"html": "<p><strong>Туз</strong> — особая карта. В некоторых системах он младший (ниже двойки), в других — старший (выше короля). В покере туз может замыкать и открывать стриты (A-2-3-4-5 и 10-J-Q-K-A), в блэкджеке — давать 1 или 11 очков. Такая гибкость добавляет стратегической глубины. <strong>Джокер</strong> появился в XIX веке в игре юкер (euchre) как «best bower» — главный козырь. Сегодня его роль меняется от игры к игре: где-то он выступает «диким» (wild), где-то удаляется из колоды.</p><p>Важно помнить, что «значение» мастей и карт — понятие культурное, а не предписанное. В одних играх масти равноправны, в других существует иерархия козырей. В одних вариантах ранги выстраиваются линейно, в других — применяются особые старшинства. Поэтому, обсуждая символику, корректно говорить о <em>контекстных значениях</em>, меняющихся вместе с правилами.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Символика мастей и фигур — историко-культурная надстройка. В конкретной игре важнее локальные правила старшинства и роли карт, а не ассоциации из искусствоведческих трактовок.", "type": "attention"}]}, {"title": "Карты в играх: от казино‑классики до спортивных дисциплин", "blocks": [{"html": "<p>Игральные карты служат основой для десятков жанров — от соревновательных интеллектуальных дисциплин до простых семейных развлечений. В <strong>покере</strong> используется стандартная колода на 52 карты; раздают по установленным правилам конкретного вида (Техасский Холдем, Омаха, Стад и др.), применяют «сжигание» верхней карты перед открытием улиц для снижения предсказуемости. В турнирах строго регламентированы методы тасования, контроль целостности колод и периодическая их замена, а также правила обращения с фишками и картами за столом.</p><p>В <strong>блэкджеке</strong> применяют от одной до восьми колод, объединенных в «туфлю»; используются <em>cut-card</em> и процедуры среза, чтобы задать точку остановки раздач и минимизировать влияние порядка карт. Глубина проработки колоды (penetration) регулируется правилами площадки, а стратегии игрока строятся вокруг подсчета очков и выбора действий (взять, удвоить, разделить, сдаться), строго в рамках установленных правил.</p>", "type": "raw"}, {"html": "<p>В <strong>баккаре</strong> (включая популярный вариант punto banco) значение карт упрощено: 10 и фигуры дают 0, туз — 1, а остальные — номинал. Игра идет из много колодной «туфли» с фиксированным алгоритмом добора. В <strong>более интеллектуальных дисциплинах</strong> — бридже, преферансе, скате — важна коммуникация в рамках объявлений, системная память и анализ распределений. Для бриджа предпочтительнее узкие карты (bridge size), чтобы держать большой веер; для ската традиционно используют 32 карты немецкой системы или 32 карты французских мастей, в зависимости от региона.</p><p>Пасьянсы и коллекционные развлечения тоже опираются на привычные форматы: классический пасьянс рассчитан на 52 карты, другие варианты — на 36. <strong>Фокусы</strong> и кардистрия выделяют особые потребности: ровный рез, предсказуемое скольжение, выраженная фактура и однородность красителей. Здесь популярны серии с улучшенной проклейкой, традиционной или «обратной» нарезкой для чистых <em>faro</em>-тасовок и устойчивым веером.</p>", "type": "raw"}, {"rows": [[{"text": "Покер (Холдем)"}, {"text": "52 карты, иногда 2 джокера удалены"}, {"text": "Сжигание карт, общие карты, комбинации 5 карт"}], [{"text": "Блэкджек"}, {"text": "1–8 колод по 52"}, {"text": "Туфля, cut-card, очковая система 21"}], [{"text": "Баккара"}, {"text": "6–8 колод по 52"}, {"text": "Фиксированный добор, номиналы по модулю 10"}], [{"text": "Бридж"}, {"text": "52, формат bridge size"}, {"text": "Пары, торги, контракт, взятки"}], [{"text": "Скат"}, {"text": "32 (фр./нем. масти)"}, {"text": "Особое старшинство, объявки, взятки"}]], "type": "table", "headers": [[{"text": "Игра"}, {"text": "Колода"}, {"text": "Особенности"}]]}, {"text": "Следуйте локальным правилам и этикету: используйте сертифицированные колоды без меток, соблюдайте процедуры тасования и замены, не сгибайте карты и держите их в зоне видимости стола.", "type": "attention"}]}, {"title": "Материалы, формат и разметка: как выбрать колоду", "blocks": [{"html": "<p>Качество впечатлений от игры во многом определяется физическими свойствами колоды. <strong>Бумажные колоды</strong> изготавливают из многослойного картона (часто обозначают как paper stock) с внутренним непрозрачным слоем и покрытием. Ключевые параметры — плотность и жесткость, тип тиснения (linen/cambric), качество лака. Бумага дает мягкое, «живое» ощущение и легко контролируется при тасовках. <strong>Пластиковые колоды</strong> (PVC, иногда ацетат или композиты) долговечны, устойчивы к влаге и заломам, отлично подходят для интенсивной эксплуатации в залах и на выездных играх. Они более скользкие и требуют привычки, зато служат дольше и лучше переносят чистку.</p><p><strong>Нарезка (cut)</strong> влияет на то, насколько естественно сходятся карты при <em>riffle</em>- и <em>faro</em>-тасовках. Традиционная нарезка облегчает «внутренний» фаро, в то время как современная часто слегка затрудняет его ради долговечности кромки. <strong>Покрытие</strong> должно обеспечивать баланс: карты должны легко раскрываться веером, но не «выстреливать» из руки; быстро восстанавливать форму после сгибов и не слипаться от влаги.</p>", "type": "raw"}, {"rows": [[{"text": "Размер карты"}, {"text": "≈ 63×88 мм"}, {"text": "≈ 57×88 мм"}], [{"text": "Удобство держать веер"}, {"text": "Среднее (шире, эффектнее)"}, {"text": "Высокое (уже, для многих карт)"}], [{"text": "Типичные применения"}, {"text": "Покер, фокусы, кардистрия"}, {"text": "Бридж, большие раздачи, турниры"}], [{"text": "Варианты индексов"}, {"text": "Стандарт, Jumbo, 4-угловые"}, {"text": "Стандарт, Super Index, 4-угловые"}]], "type": "table", "headers": [[{"text": "Параметр"}, {"text": "Poker size"}, {"text": "Bridge size"}]]}, {"html": "<p><strong>Разметка индексов</strong> — важный фактор читаемости. Для домашних игр подойдут крупные индексы (jumbo), особенно если освещение неидеально. Для бриджа и игр с большим количеством карт в руке полезны четырехугловые индексы — вы видите ранг и масть при любом наклоне веера. <strong>Цвета мастей</strong> в стандартной колоде — красные (червы, бубны) и черные (трефы, пики), но встречаются дизайнерские палитры с сохранением контраста для удобства восприятия. <strong>Рубашка</strong> обычно симметрична (двусторонняя) и покрыта пестрым узором, который препятствует случайным отметкам и подсказкам.</p><p>Выбирая колоду, ориентируйтесь на <em>задачу</em>: для покупки «на годы» в местах с активной игрой лучше пластиковая; для фокусов и тренировки ловкости — гибкая бумага с выраженной фактурой; для семейных игр — удобные индексы и средняя жесткость. Не менее важны репутация производителя, контроль качества партиями и наличие специальной «cut-card» для аккуратной срезки и защиты нижней карты при раздачах.</p>", "type": "raw"}]}, {"title": "Уход, хранение и этикет: продлеваем жизнь колоды", "blocks": [{"html": "<p>Даже отличная колода быстро стареет при неправильном обращении. <strong>Храните карты</strong> в сухом месте при комнатной температуре, избегайте перепадов влажности и прямых солнечных лучей. Не оставляйте карты на столе без коробки — пыль и частицы абразива ускоряют износ. Бумажные колоды полезно периодически «переворачивать» (менять ориентацию стопки), чтобы выпрямить естественную дугу от тасовок. Пластиковые можно аккуратно протирать мягкой слегка влажной салфеткой и затем полностью высушивать.</p><p><strong>Поверхность стола</strong> тоже имеет значение: сукно или качественный коврик снижают трение и защищают кромки. Стекло и шероховатые столешницы сокращают срок службы карт в разы. Транспортируйте колоды в жестких футлярах, особенно если берете их на встречи или в поездки. Для коллекционных экземпляров используйте защитные боксы и хранение «кирпичами» (по нескольку колод), чтобы равномерно распределять давление.</p>", "type": "raw"}, {"html": "<p>Этикет за столом — это не только вежливость, но и сохранность колоды. Не сгибайте карты «костяшкой», не клацайте углами, не проводите ими по кромке стола. Не ставьте на них напитки и не используйте как подставки. При тасовании чередуйте технику <em>overhand</em> и <em>riffle</em>, время от времени добавляйте <em>hindu</em> или аккуратный <em>faro</em>, чтобы распределять износ. Для публичных игр и турниров применяйте «сжигание» верхней карты, следуйте процедуре cut с использованием специальной карты-срезки и периодически заменяйте изношенные колоды.</p><p>Если вы проводите игры для гостей, держите под рукой пару запечатанных запасных наборов: замена при первых признаках «липкости» или деформации предотвращает споры и сохраняет динамику партии. Для обучения детей и новичков выбирайте крупные индексы и простой дизайн: так они быстрее освоятся с ранжированием и чтением комбинаций.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Золотое правило: чистые руки, чистая поверхность, аккуратные тасовки и своевременная замена колоды. Это продлит жизнь картам и сделает игру комфортнее для всех.", "type": "attention"}]}], "description": "От истоков в Азии до стандарта 52 карт: история, типы колод, масти и фигуры, символика изображений, размеры, материалы, выбор и уход. Полный гайд для игроков."}
Backup Content
{"intro": "<p>Покер, блэкджек, баккара невозможны без колоды карт. В них играли монархи и духовенство, купцы, ремесленники, аристократы и простые люди. История возникновения карт, их эволюция, периодические запреты азартных игр со стороны государства и церкви только укрепили интерес к этому виду развлечений. Кто, когда и как изобрел карточную колоду и какие карты используются в казино, расскажет наш сайт.</p>", "title": "Все про игральные карты", "content": [{"title": "Происхождение карт", "blocks": [{"html": "<p>Единой научной теории о том, где и когда изобрели карточную игру, не существует. И такая колода, которая привычна современным игрокам, сформировалась не сразу. Изначально вместо бумажных листов использовались деревянные и металлические плашки, кусочки кожи и костяные таблички с рисунками зверей, оружия и монет. Похожие карточки для игры встречаются как минимум у трех древних цивилизаций мира:</p><ul><li><strong>Китай.</strong> В рукописях от 886 года нашей эры есть упоминание о принцессе Тонг Ченг и ее игре с листами. Изначально вместо бумаги использовали плоские деревянные пластины продолговатой формы. Карты, более похожие на современные, известны в Поднебесной с XII века. Также в Китае была изобретена игра маджонг. По своему принципу она отдаленно напоминает покер, в ней используются кости трех мастей с числом от одного до девяти.</li><li><strong>Египет.</strong> В этой цивилизации пользовались тонкими табличками с изображением предметов, которые напоминают современные масти. Египет считают родиной карт и тарологии. По этой версии, тайны сотворения Вселенной древнеегипетские жрецы зашифровали на скрижалях из чистого золота. Часть изображений со временем трансформировалась в игральные карты, двадцать две таблички применяются исключительно для гадания на таро. Правда, научного подтверждения эта гипотеза не имеет.</li><li><strong>Индия.</strong> Древние карты ганджифа имели овальную форму. На них нарисованы животные, цветы, оружие, предметы быта, а также бог Шива с разными символами в руках. Эти изображения тоже отдаленно напоминают карточные масти.</li></ul><p>В европейских летописях упоминание о картах датируется XIV веком. В 1367 году в Берне даже ввели церковное табу на азартные развлечения такого рода, поскольку прибывший в город посланник Папы Римского уличил за партией монахов и счел это занятие недостойным духовенства. По другой версии, первая колода была нарисована при дворе французского короля в 90-х годах XIV века.</p>", "type": "raw"}, {"type": "image", "image_id": "35786"}, {"html": "<p>Распространению карт способствовало то, что они небольшого размера и не требовали специального игрового поля, как шахматы, например. Колоду легко было брать в путешествие. В каждой стране в игру вносили свои новшества.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Изначально в картах отсутствовали дамы, вместо них использовался младший валет.", "type": "attention"}, {"html": "<p>Привычные игрокам двуглавые карты (одинаковое изображение сверху и снизу) появились в 30-х годах XIX века. Их изобрели, чтобы легче было прочитать расклад у себя на руках, не засветив его соперникам. До этого фигуры рисовали в полный рост.</p><p>Еще через тридцать лет появились индексы — изображения достоинства карт цифрами и буквами. Хотя сейчас уже принята международная классификация. В зависимости от страны индекс может отличаться. В русском шаблоне туз обозначается заглавной буквой Т, а в западном — А (Ace). Король везде имеет индекс К, а во французском варианте — R (Roi).</p>", "type": "raw"}]}, {"title": "Какие бывают колоды", "blocks": [{"html": "<p>В Европе карты стали очень популярны и распространились практически по всем странам. К каждом регионе придумывали самобытные игры и эндемичные вариации колод. Они отличались числом листов, а также названием и изображением мастей, количество которых оставалось неизменным: их всегда четыре.</p><h3>Итало-испанская</h3><p>Здесь в каждом регионе использовали свою колоду с разным количеством листов. В венецианском варианте их было 78, в Болонье играли с 62 единицами. Во Флоренции насчитывалось аж 98 карт. Наиболее распространенная итальянская игровая колода состояла из 50 штук. В ней числовые значения начинались единицей, а заканчивались девяткой. Среди старших карт были паж и рыцарь, король, а также джокер, созданный по образу придворного шута.</p><h3>Немецкая</h3><p>Германская колода стала трансформацией итало-испанского шаблона. До XVI века в ней были король, королева, обер и унтер-офицер. Затем от дамы отказались. Старших карт осталось четыре: туз, король, два офицера. На бубновом (бубенцовом) тузе часто изображали кабана. Еще одна отличительная особенность немецкой колоды — масти разных цветов. Трефы в ней черные, пики зеленые, сердца красные и бубны желтые.</p><p>До середины XIX века в колоде насчитывались 48 карт, сейчас их в ней 32.</p><h3>Швейцарская</h3><p>Этот локальный вариант развился из германского шаблона. Отличается прежде всего мастями: трефы здесь — это желуди, пики — щиты, червовая масть — розы, бубны — бубенцы. Колодой играли в северо-восточной Швейцарии и Лихтенштейне.</p><h3>Французская</h3><p>Французы известны миру не только как законодатели моды. Благодаря им колода приобрела современный вид. Здесь был изобретен парижский шаблон, который состоял из туза, короля, дамы и валета.</p>", "type": "raw"}, {"text": "В стране придумали двуглавые карты и индексы. Также впервые стали использовать только черный и красный цвета для обозначения мастей.", "type": "attention"}, {"html": "<p>В отличие от всех других вариантов, французские старшие карты имели реальные прототипы. Каждой даме тоже соответствовал какой-нибудь исторический образ. Например, пиковая — Жанна д’Арк. В некоторых вариантах колод она изображается в виде древнегреческой богини Афины. Бубновая дама — библейский персонаж Рахиль, червовая — Юдифь. Крестовый валет символизировал рыцаря Ланселота Озерного, бубновый — его брата, Гектора де Маре. Прототипы героев могли меняться, но практически всегда были подписаны.</p><p>После революции французские монархи исчезли с изображений. Их заменили образы: «Гений войны», «Гений мира», «Гений искусства».</p>", "type": "raw"}, {"rows": [[{"text": "Русская"}, {"text": "Трефы, кресты"}, {"text": "Пики"}, {"text": "Червы"}, {"text": "Бубны"}], [{"text": "Французская"}, {"text": "Clover"}, {"text": "Pikes"}, {"text": "Hearts"}, {"text": "Tiles"}], [{"text": "Английская"}, {"text": "Clubs"}, {"text": "Spades"}, {"text": "Hearts"}, {"text": "Diamond"}], [{"text": "Немецкая"}, {"text": "Acorns"}, {"text": "Leaves"}, {"text": "Hearts"}, {"text": "Bells"}], [{"text": "Швейцарская"}, {"text": "Acorns"}, {"text": "Escutcheons"}, {"text": "Roses"}, {"text": "Bells"}], [{"text": "Испанская"}, {"text": "Swords"}, {"text": "Clubs"}, {"text": "Cups"}, {"text": "Coins"}], [{"text": "Итальянская"}, {"text": "Swords"}, {"text": "Batons"}, {"text": "Cups"}, {"text": "Coins"}]], "type": "table", "headers": [[{"text": "Колода"}, {"text": "Название мастей", "colspan": 4}]]}, {"html": "<p>Есть версия о библейском происхождении мастей. Так, трефы в колоде символизируют крест, на котором был распят Иисус. Червы — это сердце Христа. Пика — копье, которым протыкали его, а бубны — губка, использовавшаяся для утоления жажды Иисуса.</p><p>Современная стандартная колода состоит из 54 листов четырех мастей. В них карты мелкого достоинства от двойки до десятки, валет, дама, король и туз, два джокера. Варианты:</p><ul><li>Сокращенная колода на 36 листов: от шестерок до туза.</li><li>Малая на 32 карты: начиная с семерок.</li></ul><p>Какую использовать колоду, зависит от правил игры. Полную выбирают для покера, сокращенную — для Дурака. Малая колода чаще всего используется в преферансе. Для игры в Тысячу, например, нужны 24 карты от девяток до тузов.</p>", "type": "raw"}]}, {"title": "Значение карт", "blocks": [{"html": "<p>Карточная колода является прообразом государства, в котором есть король, королева, офицеры (валеты) и обычные граждане. Первый традиционно в руках держит символ власти — скипетр или державу, а также меч. С оружием изображают и валета. В руках у него могут быть меч, шпага, алебарда.</p><p>Туз в колоде изображен в виде буквы А английской, русской Т. Во французском варианте — с цифрой 1. Есть легенда, что до революции туз занимал рядовое место, но после свержения монархии стал самым старшим в колоде. В действительности эта версия не соответствует истине. В зависимости от игры, карта может быть как старшей, так и младшей.</p><p>Традиция украшать тузы уходит корнями в XVII век. Тогда английский король Яков I издал указ о необходимости печатать на колоде информацию о производителе. Ее наносили причудливо: в виде вензелей, символов и букв. Уже во время правления королевы Анны указом ввели налог за изготовление карт. На каждой колоде нужно было ставить гербовую печать, которая подтверждала факт уплаты подати. Со временем практика наносить знак производителя на тузах распространилась почти на все европейские страны.</p><p>Отсюда, кстати, произошла еще одна легенда. Считается, что пиковый туз сулит смерть. Дело в том, что нечестные производители часто пытались подделать гербовую печать, что по законам английского государства каралось казнью. Отсюда и возникла взаимосвязь туза со смертью.</p>", "type": "raw"}, {"type": "image", "image_id": "35787"}]}, {"title": "Колоды, популярные в России", "blocks": [{"html": "<p>Россия не стала исключением. Здесь тоже играли в карты, иногда несмотря на запреты государства. В 1765 году императрица Екатерина II своим указом ввела налог на привозные колоды.</p>", "type": "raw"}, {"text": "В 1817-м при Александровской мануфактуре открылась первая карточная фабрика. В 1819-м на ней было изготовлено двести сорок тысяч колод, а уже через год в шесть раз больше - миллион триста.", "type": "attention"}, {"html": "<p>Первый русский шаблон с индексами кириллицей создан императорским художником Адольфом Иосифовичем Шарлеманем в 1862-м. К тому времени фабрика выпускала широкий ассортимент карт: игральные, гадальные, детские, дорожные. Эскизы 60-70-х годов XIX века и сейчас остаются популярными в России.</p><p>Русские дорожные, императорская фабрикаПримечательно, что в русской колоде гербовую печать иногда наносили на бубнового туза, а порой на пикового.</p><p>Создавая шаблон для российской аудитории, Шарлемань ориентировался на французскую колоду и англо-американский эскиз. Возможно, он не привнес ничего существенного в дизайн, но его наработки применяются и сейчас.</p><p>В 1911-м на императорском заводе был разработан эскиз «Славянские». Эти карты выпускались с индексами кириллицей и латиницей, на экспорт.</p><p>В этом же 1911 году на фабрике был разработан эскиз «Исторические». В нем карты старших мастей изображены в виде представителей четырех цивилизаций: ассирийской, греческой, египетской и нормандской. Колода также печаталась с латинскими индексами.</p><p>Наверное, наиболее известной колодой, разработанной во времена Российской империи, но активно использовавшейся в СССР, была вариация «Русский стиль». Эскизами для нее послужили снимки императорского бала-маскарада 1903 года. Впервые карты напечатали на фабрике Дондорфа в 1913-м. Выпуск был приурочен к 300-летию дома Романовых, но шаблон часто использовали в советские времена, предварительно убрав с бубнового туза двуглавого орла.</p>", "type": "raw"}]}, {"title": "Какие карты используются в казино", "blocks": [{"html": "<p>В наземных казино, а также в игре с лайв-дилером используются бумажные, полупластиковые или пластиковые карты. Крупные заведения обычно имеют в распоряжении колоды с авторской рубашкой, на которой изображен их фирменный логотип, при этом эскиз может быть любым.</p>", "type": "raw"}, {"text": "Из соображений практичности чаще используются пластиковые карты, поскольку они меньше изнашиваются.", "type": "attention"}, {"html": "<p>Стандартный размер одного листа для покера или блэкджека — 63 на 88 миллиметров. Иногда дилер может использовать карты для игры в бридж. Их ширина — 58 миллиметров, из-за чего легче тасовать.</p><p>У карты может быть стандартный, увеличенный или магнум индекс, когда достоинство изображается крупным шрифтом на всей поверхности.</p><p>В онлайн-слотах обычно используются карты со стандартным шаблоном и общепринятыми международными названиями: A, K, Q, J.</p>", "type": "raw"}]}], "description": "История происхождения игральных карт. Наиболее популярные виды колод. Что значат изображения на картах."}