Первые несколько лет после распада СССР во всех бывших республиках Союза царила растерянность относительно дальнейшего развития. Переход к рыночной экономике осуществлялся во внезапно образовавшихся суверенных государствах по наитию. Власти Украины выдали населению карт-бланш на заработок денег в новых условиях, и в стране появились первые предприниматели. В погоне за сверхприбылью они обращали особое внимание на явления, невозможные при прежнем общественном строе, но пользующиеся популярностью на Западе. Долгое время в СССР таким запретным плодом были игры на деньги.
Сначала в Киеве, а потом в других украинских городах начали открываться залы автоматов, казино. В законодательстве еще оставалась статья за несанкционированное проведение азартных игр, но уже появилась норма о лицензировании этой деятельности. В условиях неконтролируемо развивающегося рынка оформить разрешение не представляло никакого труда. Лицензия выдавалась городской или районной администрацией на срок от 3 лет и не накладывала особых ограничений на бизнесменов. Фактически к помещению с автоматами применялись те же требования, что и к любой торговой точке.
Первые попытки регулирования гемблинга
Украинские власти задумались об особом статусе игорной сферы в конце 1990-х. К тому времени удалось решить самые острые социальные проблемы, доставшиеся независимому государству в наследие от СССР, и привести основные нормы законодательства в соответствие с требованиями времени. Дальше была нужна точечная работа по наведению порядка в отраслях, которые не имели первостепенного значения для жизни страны. Но оказалось, что за годы неподконтрольного развития игорный бизнес превратился в проблему. Жители городов попадали в зависимость от азартных развлечений, спускали в автоматах немалые деньги. Государство не просто не имело инструментов воздействия на владельцев многочисленных казино, не досчитывалось отчислений в казну, но и не располагало четкой позицией относительно сути явления.
Первым документом, в котором были обозначены требования к владельцам игорных заведений, приведена классификация азартных развлечений, стала Инструкция № 86, разработанная Лицензионной палатой.
Она увидела свет в 1998-м. В Инструкции содержалась расшифровка основополагающего для индустрии термина «азартная игра». Таковой признавалась деятельность, участие в которой давало человеку возможность получения денег, имущества или имущественных прав, а результат определялся действиями, основанными на случае. Отдельно оговаривалась возможность проиграть сделанную ставку, то есть фиксировался риск финансовых потерь.
В классификацию попали 4 вида игр:
- На способность. В развлечениях этого вида участник получает преимущество и увеличивает шансы на победу при наличии у него определенных физических или интеллектуальных данных. Под столь путаным определением скрывалось описание карточных игр на деньги.
- Случая. В них исход определяется действиями, полностью основанными на везении. Инструкция требовала от владельцев залов и казино равномерного распределения результатов розыгрыша с использованием специального оборудования и инвентаря. К данной разновидности были отнесены автоматы, рулетки, кости, лотереи и даже бильярд.
- Тотализаторы. Речь идет о размещении ставок на спортивные события с выплатой выигрыша за верно сделанный прогноз. Размер призовых зависит от общего количества участников, поставивших на конкретный исход, и собранной в результате этих действий суммы.
- Пари на деньги. Это ставки на любые события, перечень которых определяется организатором. В случае наступления заявленного исхода участник получает выигрыш с учетом известного ему коэффициента.
Довольно подробная классификация вобрала в себя основные разновидности игр. Государство на несколько лет вперед обозначило ключевые требования к владельцам залов автоматов, казино, букмекерских контор, организаторам лотерей. В нормативном документе был законодательно закреплен запрет на доступ к азартным играм для несовершеннолетних лиц и определен особый налоговый режим для развлекательных заведений.
Положения Инструкции официально действовали до 5 марта 2003 года.
Недовольство общества и запрет казино
Долгое время украинские власти воспринимали азартные игры как источник дополнительных поступлений в бюджет, закрывая глаза на социальные риски от ведения такой деятельности. Предприниматели оплачивали лицензии, стоимость которых была мизерной по сравнению с потенциальной доходностью заведений. Компании освобождались от НДС, налог на прибыль был установлен на уровне 30%. Отдельным объектом для сборов стало оборудование казино: рулетки, столы, игровые автоматы.
Регуляторные функции государства ограничивались контролем уплаты налогов. Такое потребительское отношение к индустрии и игнорирование интересов игроков привело к росту числа недовольных в середине 2000-х. Чаще стали раздаваться голоса о том, что государство бездействует, не принимает участие в формировании азартного рынка, хотя обязано направлять его развитие в цивилизованное русло. Отсутствие политической воли и сильное игорное лобби не позволили законодателям провести назревшие реформы, и это закончилось катастрофой.